Фанера в современном строительстве

Фанера – это листовой материал из шпона дерева. Несколько тонких листов склеиваются между собой, чтобы в результате получился достаточно легкий и прочный строительный материал. Преимущества использования фанеры в строительстве и ремонте недвижимости заключаются в том, что ей не страшны температурные перепады, она не деформируется со временем, имеет износоустойчивую поверхность. Последняя, кстати, может быть обработана несколькими способами: покрыта ламинирующей пленкой, шпоном, покрашена или вскрыта лаком. Характеристики фанеры во многом определяют и сферы ее использования. Детали из фанеры нашли себе широкое применение в домостроении, внутренней и внешней отделке, в автомобилестроении, вагоностроении. Их часто используют для изготовления прочной упаковки для особо хрупких вещей (например, некоторых видов бытовой техники).

Разные сорта фанеры отличаются по способности противостоять влаге, по толщине, размеру листа, классу эмиссии, способу обработки. Также они имеют разное предназначение в зависимости от того, какая порода древесины была использована при их изготовлении. Чаще всего «донором» шпона становятся лиственные и хвойные породы деревьев. Наиболее востребованы для этих целей сосны, березы и осины. Фанера, полученная из сосны, отличается малым весом, не гниет под действием влаги и не является благоприятной средой для распространения грибка. Ее используют в процессе строительства и ремонта жилых и нежилых помещений, в наружной отделке, в производстве мебели, в оформительских работах. А вот наиболее экономичный вариант фанеры тот, который сделан из разных пород дерева. Чаще всего он находит себе применение как материал для обшивки.

По влагостойкости листового соединения фанеру можно отнести к одному из четырех классов:

  • повышенной влагостойкости (используется в наружных работах);
  • средней влагостойкости (используется для отделочных работ внутри помещений);
  • бакелизированный (используется при строении самолетов и морских судов);
  • ламинированный (имеет максимально широкое применение благодаря своей универсальности).

Степень влагостойкости всегда определяется составом и качеством клея.

На сорта фанеру делят в зависимости от состояния ее наружного слоя. Шпон самого высокого качества выглядит наиболее привлекательно – на его поверхности нет ярко выраженных дефектов в виде сучков и выемок. Третий и четвертый сорта фанеры могут содержать некоторое количество сучков и даже дефектов, произведенных насекомыми. Они применяются при изготовлении упаковки, а также конструкций, которые не будут скрыты под слоем еще чего-либо. Фанера первого сорта обычно ламинируется – ее используют в рекламном бизнесе, в автомобилестроении, при производстве мягкой мебели.

Способ механической обработки внешнего слоя фанеры также влияет на ее характеристики. Так, бывает нешлифованная, шлифованная только с одной стороны и шлифованная с обеих сторон фанера (НШ, Ш1 и Ш2 соответственно). На упаковке со шлифованной фанерой в обязательном порядке производитель указывает класс эмиссии свободного формальдегида. Это может быть класс Е1 или Е2. Первый означает, что содержание этого вещества не превышает по массе 10% от массы фанеры, второй, что содержание этого вещества находится в диапазоне 20-30% от массы фанеры. Фанера с эмиссией Е1 может быть использована при выполнении наружных и внутренних работ, она полностью безопасна для здоровья человека. Если она дополнительно является нешлифованной, то ее можно уложить под ламинат или под ковролин.

В производстве ламинированной фанеры обычно применяется шпон березы. С двух сторон он покрыт специальной пленкой, которая на практике представляет собой специальную бумагу, обильно пропитанную смолами синтетического происхождения. Ее влажность не превышает 10%, плотность составляет от 640 до 700 кг на кубометр, поверхность – гладкая с обеих сторон (либо гладкая с одной стороны и имеет перфорированную сетку с другой).

Фанера с ламинацией считается особо прочной, долговечной, износоустойчивой, а также способной выдерживать серьезные механические нагрузки. Ее применяют в строительстве для стеновой опалубки, сооружения колонн, фундаментов, полов, дверей, межкомнатных перегородок, ограждающих конструкций, для создания мебели и торгово-складского оборудования.

Бакелизированная фанера представляет собой несколько перпендикулярно склеенных между собой листов шпона. Дополнительно все листы пропитываются бакелитовым лаком, который придает ей повышенные влаго- и износоустойчивые характеристики. Благодаря этому она становится практически не восприимчивой к влиянию окружающей среды, что делает ее идеальным вариантом в судо- и вагоностроении, при изготовлении спортивного инвентаря, подиумов и других конструкций, которые должны быть одновременно легкими и прочными. Также этот материал применяется в опалубке, так как позволяет значительно уменьшить количество швов в бетонной плите, в обшивке морских судов и возведении перегородок для них же. Уровень влажности бакелизированной фанеры напрямую зависит от ее толщины. Например, при толщине от 5 до 7 мм она составляет около 6%, а при толщине от 10 до 18 мм – уже 8%.

На стоимость фанеры оказывает влияние ее марка, размер, толщина листа, качество шпона, наличие дефектов на поверхности. Толщина листов фанеры колеблется от 4 до 30 мм, в самолетостроении используется ее наиболее тонкая разновидность – толщиной не более 3 мм.

8.10.2013